Древние Храмы

Раздел находится в стадии наполнения.

Приносим свои извинения за временные неудобства.

Храм Святого великомученика Дмитрия Солунского

Одной из них является церковь Святого Дмитрия Солунского. Феодосия числит этот храм едва ли не ценнейшим в городе.

Одноапсидная прямоугольная в плане базилика, перекрыта коробовым сводом на подпружных арках. Отличается строгой архитектурой, простотой форм и скромными размерами (7х8 метров). Возведена из бутового камня, внешне не облицована. Вход — с запада. Портал входа профилирован тесаными камнями, над ним расположена стрельчатая ниша. Двускатная крыша покрыта черепицей.

Возле храма находятся древний фонтан 1491 года и скала-памятник, открытые в 1913—1915 годах врачом К. Белиловским около минерального источника «Кафа».

Живопись

В интерьере сохранились остатки фрески. В лучшем состоянии находятся росписи алтарной апсиды:

  • «Христос на троне» (фигура Христа, справа от которого стоит Иоанн Креститель, а слева — Богородица).
  • «Евхаристия» (слева — Христос с чашей и шесть апостолов, справа — Христос с хлебом и шесть учеников).
  • «Богородица с младенцем».

На западной стене — фрагменты «Страшного Суда». Сегодня живопись практически утрачена. Часть фресок содержит надписи на греческом языке, что позволило считать храм греческим.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Где находится
  • История и легенды
  • Посещение и фрески
  • Как добираться
  • Посетителям

Где находится храм Дмитрия Солунского на карте

Он располагается в юго-восточной части Феодосии, рядом с крепостью Кафа. Вблизи также можно обнаружить другие церкви – Иверскую, Иоанна Богослова, Стефана и Георгиевскую. Невдалеке несложно отыскать Горбольницу №1, Армянскую крепость, две башни – Криско и Доковую, памятник К.А. Белиловскому.

Греки и армяне

Церковь Дмитрия Солунского – достаточно хорошо изученный объект. Время ее сооружения относят к середине XIV века. Место ее расположения было почетным – она стояла на территории городской цитадели Кафа, главного укрепления.

Специалисты полагают, что изначально строение принадлежало греческой общине – внутри обнаружены надписи на этом языке.

3D-панорама у храма Дмитрия Солунского

Благодаря высокой прочности храмовая конструкция выдержала и турецкое нашествие, и гитлеровское, и знаменитое землетрясение 1927 года.

Несколько лет назад осуществлен дополнительный комплекс охранных мероприятий. Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Реставрационные работы выдуться и сейчас в 2019 г под контролем и участии Феодосийской Епархии и меценатов, более подробно о ходе работ можно почитать в разделе сайта «Реставрация Древних Храмов».

Хотя сегодня церковь является действующей, а экскурсии в нее водят регулярно, вход сюда не свободный. В ней проводятся только некоторые богослужения, туда не допускаются индивидуальные туристы. Когда нет ни службы, ни экскурсионных программ, храм запирают, что тоже важно для сохранения уникальных росписей.

Легенды, близкие к правде

Храм Дмитрия Солунского в Феодосии настолько стар, что просто не мог не обрасти легендами. Но в данном случае внимание привлекает факт, что многие из них оказываются близки к истине.

Так о фресках Дмитриевской церкви говорят, что они являются результатом труда великого Феофана Грека.

И тут историки почти согласны с нами священниками. Доказательств такого авторства нет. Но из документов известно, что живописец в Феодосии бывал и какие-то работы по росписи святынь тут выполнял. Да и время его пребывания в городе примерно совпадает со сроками строительства церкви Дмитрия Солунского. В ее мозаиках четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку. Так что ничего невозможного в его авторстве нет – нужны лишь дополнительные исследования.

Уникальная роспись и не только

Роспись – главное достояние храма. Внешне он выглядит даже как-то примитивно – неспециалист и не заметит такой достопримечательности. Строение прямоугольное в плане, размерами 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Церковь сложена из тесаного серого камня и никаких украшений снаружи не имеет.

Изнутри же изначально фресочными мозаиками были покрыты все стеновые поверхности. Но сейчас они сохранилась только фрагментарно: в более-менее приличном состоянии остались до сегодня лишь в алтарной части. Там изображен Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена причастия (Христос с апостолами во время Тайной вечери).

Незначительные фрески сохранились также на западной стене, где изображался Страшный суд. Все они выполнены в византийском стиле, а надписи на них – на греческом языке. Сегодня они покрыты материалом, призванным предотвратить дальнейшее разрушение. Отзывы специалистов характеризуют их как потрясающие образцы средневековой живописи. Современные иконописцы сделали попытку восстановить утраченные изображения, сделав эскизы предполагаемых рисунков на бумаге.

Как добраться (доехать)?

Ближе всего отсюда располагается остановка «Городская больница» через которую проходится несколько маршруток и автобусов — №№ 1, 2а, 14 и 15.

Как добраться (доехать)?

Ближе всего отсюда располагается остановка «Городская больница» через которую проходится несколько маршруток и автобусов — №№ 1, 2а, 14 и 15.

На автомобиле от центра Феодосии добираться до святыни проще всего так:

Контактная информация

  • Адрес: ул. Корабельная, Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.021667, 35.403889.

Как ценнейший памятник истории и культуры, церковь Дмитрия Солунского в Феодосии находится под строгой охраной закона. В 2019 году начаты подготовительные работы по дальнейшей реставрации храма. Кроме того в нем летом и осенью совершаются Богослужения, а так же теперь в храме будет находиться частица мощей самого Святого Димитрия Солунского которую передал для этого храма протоиерей Федор Конюхов с сопроводительным письмом к мощам.

Храм Святого Георгия Мученика Победоносца

(Георгиевская церковь)

Церковь Святого Георгия (греч. Ναὸς τοῦ Ἅγίου Γεωργίου) — православная церковь XIV века в Феодосии, часть комплекса Генуэзской крепости. Церковь была частью ансамбля Георгиевского монастыря, который в XV веке находился за городом, на юг от стен внешнего оборонного кольца (район современных ул. Нахимова и Десантников). Храм многократно перестраивался, купол был построен в XIX веке.

Содержание

  • 1 Архитектура
  • 2 Современность

Архитектура

Церковь Св. Георгия представляет собой прямоугольное в плане строение, перекрытое полукруглыми сводами на подпружных арках. Относится к зданиям зального типа и сложена из бута (некоторые части облицованы тесанным известняком). Черепичная кровля двухскатная. Церковь небольшая, что может свидетельствовать о том, что прихожане были небогатыми.

Современность

В начале XIX века в церкви хранились архивные документы.

Храм Святого Иоанна Предтечи (Керчь)

Самый древний каменный храм России и восточной Европы. Уникальный керченский кафедральный собор святого Иоанна Предтечи — единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутараканского княжества (X-XI вв.).

Храм Иоанна Предтечи – один из древнейших памятников раннего средневекового зодчества: здесь как бы соединены две архитектурные системы — базиликальная и крестово-купольная византийской планировке, как и Собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Храм – выдающееся произведение архитектуры, единственная из византийских церквей, чудом уцелевшая. Предполагают, что храм Иоанна Предтечи был построен в VI-IX веке, подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX века, их использовали в качестве голосников.

О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по делу от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря.

По преданию, сам апостол Андрей Первозванный благословил возведение храма на берегах Керчи, тогдашнего Боспора в 65 году н.э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, прибыл впервые для проповеди в эту местность. Подтверждением этому служила и почитаемая святыня — камень с отпечатком стопы Первозванного апостола, который находился у самого храма вплоть до революционного времени 1917 года. В революционные годы камень исчез и дальнейшая его судьба не известна.

Древние предметы и Святыни

Из древних предметов, найденых в соборе, достойны внимания — деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши — одна XVI-XVII века, а другая — конца XVIII.

Ковчег с мощами апостола Симона Кананита, который, по словам монаха Епифания, был вкопан в основание храма Святых Апостолов, находившегося на этом месте ранее, позднейшими авторами не описывался и не был найден при раскопках. Судя по многочисленным свидетельствам, в храме находились иные святыни — греческое рукописное Евангелие (возможно, XI века), рукописный «Апостол» из Константинополя (возможно, конца XI—XII века), древние иконы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученицы 1703 года. Подробное описание святынь дали историки Н. Мурзакевич и Х. Х. Зенкевич. По их словам, иконы Спасителя и Богоматери «замечательны своей древностью», при этом икона святого Иоанна Предтечи «отличается наибольшей древностью и пользуется большим почитанием». Иконы эти были так ветхи, что «дерево начинало тлеть». Евангелие было написано «в малый лист, 6 вершков длины и 4,5 вершков ширины», книга хорошо сохранилась, имела 258 листов и кожаный переплёт. На каждой странице было 23—24 равномерно расположенные строки, месяцеслов заканчивался 29 августа — днём памяти усекновения главы Иоанна. Текст был написан чёрными чернилами, заглавные буквы «обрисованы киноварью, голубой и жёлтой краской». «Апостол» содержал 243 листа 7 на 5 вершков, тоже в кожаном переплёте. В этой книге многих листов из середины не хватало. На каждом листе было два столбца из 26—27 строк.

Как минимум две из описанных икон находились в храме ещё в 1927 году, поскольку, по словам П. Юкина, в церкви он расчистил иконы Божьей Матери XV века и Иоанна Предтечи в рост XV века «италогреческого письма». Что случилось с ними впоследствии, неизвестно, но многие хранившиеся в храме реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.

Собор Иоанна Предтечи состоит из двух частей: собственно — древней церкви Иоанна Предтечи и пристройки, сделанной в XIX веке. В 1834 году был разобран нартекс с западной стеной и пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор, освещенный в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Во время реконструкции храма в 30-х годах XIX века под куполом древнего храма были обнаружены фрески, с изображением двух святых.

Фрески

«Изображения в древнем храме» видел ещё в 1665 году Эвлия Челеби. Позднее (неясно, в какое время) фрески были закрыты штукатуркой, поэтому путешественники XVIII—XIX веков не упоминали о росписях храма. После того, как были обнаружены остатки росписей храма стали появляться утверждения о том, что храм был расписан Феофаном Греком. Более того, предположение об авторстве Феофана приписывалось И. Грабарю.

Фрески на южном и северном столбах предалтарной арки

Из письма Епифания Премудрого (игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу) известно, что Феофан Грек бывал в Крыму, но Епифаний упоминал лишь Кафу (Феодосию). Было организовано несколько экспедиций для поиска работ Феофана, но ни одна из них не увенчалась успехом. Весной 1927 года и в 1928 году в такую экспедицию в Крым ездили сотрудники ЦГРМ И. Грабарь, А. Анисимов, П. Юкин (дядя В. Юкина) и другие. Они расчистили и укрепили фрески во многих памятниках. Грабарь, действительно высказывал предположение об авторстве Феофана, но не в отношении фресок храма Иоанна Предтечи в Керчи (о существовании которых на тот момент даже не было известно), а в отношении фресок храма Иоанна Предтечи в Феодосии на Карантине(храм Святого великомученика Дмитрия Солунского). Через 10 лет во время экспедиции в 1937—1938 годах реставраторы Государственной Третьяковской галереи П. И. Юкин и И. А. Баранова обнаружили в храме Иоанна Предтечи фрески, осуществив пробное раскрытие небольших фрагментов. Согласно их отчёту, оставшемуся неопубликованным, поверх фресок трижды была нанесена покраска при ремонтах храма. Сама же роспись находилась на втором слое штукатурки, который можно отнести к XIV веку. Сохранившиеся небольшие фрагменты росписей были расчищены лишь в 50-х годах. На основе анализа их художественных и технических особенностей археолог О. И. Домбровский датировал их началом XIV века, отметив, что два фрагмента написаны разными авторами. По словам Домбровского, «удлинённость пропорций, изысканно-простая трактовка складок одежды, аскетическая скупость красок и доходящая до гротескности смелость рисунка настойчиво вызывают в памяти образы фресок Феофана Грека». Реставрация фресок, проведённая сотрудниками Киевской реставрационной мастерской в 1980—1981 годах, и анализ их стиля подтвердили датировку Домбровского в пределах XIV века. Однако последняя реставрация и сопутствующее ей исследование росписи позволили отказаться от её стилевого сближения с Феофаном Греком, какой бы заманчивой ни казалась такая связь. Судя по всему, автор росписи собора никак не связан с Феофаном и является представителем другого течения в византийской позднепалеологовской живописи.

Конечно, уровень сохранности фресок не позволяет точно определить стиль их автора, однако для реставраторов и искусствоведов очевидно, что роспись храма представляла собой образец византийской монументальной живописи XIV века, более яркий, чем фрески церкви Стефана. Художник был не местным, с большой степенью вероятности он происходил из крупного византийского культурного центра — возможно, из Малой Азии, как и архитектор храма. Фрески находятся в центральной апсиде, которая менее прочих частей здания пострадала при переделках. Кусок подлинной росписи небольшого размера (примерно 16 на 16 сантиметров) расположен над аркой у алтаря. На нём можно различить фрагмент одеяний. Вероятно, над этим местом был изображён ряд фигур. Примерно на том же уровне на южной пилястре заметны фрагменты фигуры, немного ниже изображён святой, лик которого пострадал сильнее других частей тела. Однако этот фрагмент росписи можно оценить по общему силуэту и рисунку. На южной стороне северо-восточной колонны расположено изображение неизвестного святого, которое сохранилось лучше всех. Хорошо просматривается последняя буква с энергичным декоративным росчерком на конце, обычным для XIV века. Также этому периоду (и более поздним) соответствует резкий ритм линий фигуры. В облике святого чувствуется острота и энергия. Отмечается высокий уровень выучки автора фресок, хотя заметны автоматизм и заученность.

В 60-е годы прошлого столетия вокруг храма был рынок — торговали рыбой. С выбитыми окнами, с кустарником на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. После реставрации в храме была открыта лапидарная коллекция музея. Только в 90-х годах древний храм был возвращен церкви, сегодня в нем совершаются богослужения. Cобор находится под охраной ЮНЕСКО.

Множество паломников приезжают сюда со всех уголков мира. Это прекрасное место, в котором современный человек может найти утешение, спастись от суеты шумного города. Здесь мы соприкасаясь с вечностью, забываем о времени и, наконец, вспоминаем об истинном смысле жизни.

Храм является памятником византийского искусства. Остатки сооружения VI века (возможно, базилики) были использованы как основание для нового храма примерно в X веке. В XIX веке к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле. При этом древняя часть храма даже после всех последующих перестроек и реконструкций сохраняет свою византийскую крестово-купольную планировку. Сама церковь прекрасно сохранилась и не была разрушена; существует версия, что во время Крымского ханства она использовалась как мечеть. Росписи храма были некогда замазаны побелкой, что привело к почти полной утрате фресок XIV века. При реставрации штукатурка была удалена, и очертания древних фресок стали видны.

До 30-х годов XIV века храм не упоминался в письменных источниках. Первым можно считать описание Ибн Баттуты, который посетил Корчев в 1334 году и провёл ночь в церкви, название которой не упомина. По словам автора биографии путешественника, И. В. Тимофеева, церковь, которую описал Ибн Баттута, — это храм, известный ныне как храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В честь Иоанна Предтечи церковь была освящена лишь в конце XVIII или начале XIX века, а до того носила другое название. В 1634 году Эмиддио Дортелли Д’Асколи, глава миссии доминиканцев, носивший номинальный титул префекта Кафы и Татарии, посетил Керчь. По его словам, «внутри крепости находится не очень большая церковь, во имя святого Георгия, принадлежащая грекам, в которой есть алтарь с куполом, поддерживаемым четырьмя великолепными колоннами из мрамора. На верху этого купола виднеется очень много раковин, устричных и иных морских, так вросших в камень, что они кажутся как бы находящимися на месте своего происхождения». По мнению Александра Бертье-Делагарда, Д’Асколи ошибался и перепутал монастырь святого Георгия с церковью Иоанна Предтечи. Однако церковь в то время действительно могла носить имя святого Георгия, поскольку неизвестно, в честь какого святого она была освящена первоначально. Лишь в последней четверти XVIII года её стали называть в документах «церковью Святого Иоанна» и «Иоанно-Предтеченской»

В отношении датировки церкви у специалистов до сих пор нет единого мнения; все отмечают лишь то, что храм древний. Внимание учёных и путешественников церковь привлекла ещё в конце XVIII века. На одной из колонн храма есть надпись: «Здесь покоится раб Божий Кириак сын Георгия внук Винира. Преставился месяца июня 3 индикта 10 в лето от Адама 6265 (6260)», которую неоднократно отмечали путешественники и исследователи, зачастую делая вывод о том, что надпись датирует и сам храм. При этом года они указывали разные. В 1848 году архиепископ Гавриил писал, что церковь, по слухам, построена не позднее 600 года. П.И. Сумароков полагал, что надпись на колонне датирует и храм. Аналогично и П. А. Дюбрюкс считал, что «дата гравирована в надписи на одной из колонн». Дюбуа де Монпере, Павел Васильевич Беккер, Генри Дейнби Сеймур считали, что надпись на колонне указывает на древность храма, при этом Беккер и Сеймур сами не видели надпись и опирались на мнение Дюбуа де Монпере.

Обследование церкви было произведено лишь в 1867 году И. С. Рыдзевским, а затем в 1884 году А. А. Авдеевым.

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи, вид с юга, востока и севера. Мурзакевич Н.,1836

А. Бертье-Делагард первым предположил, что «надпись на одной из колонн вовсе не свидетельствует о времени постройки самой церкви св. Иоанна». Вслед за ним В. В. Латышев отмечал, что «надпись часто считается свидетельством о времени постройки церкви св. Иоанна», но обращал внимание на то, что при строительстве могла быть использована колонна из другой, более древней постройки. По мнению учёного, надпись на колонне свидетельствовала, что по содержанию она не имеет никакого отношения к постройке церкви. Н. И. Брунов считал, что «сравнение форм керченской церкви с другими памятниками византийской архитектуры — единственный возможный метод для датировки здания…». При этом он считал, несмотря на мнение Бертье Делагарда и Латышева, что нужно принять в расчёт и надпись на колонне, поскольку нет данных, что она относится к другой постройке, и расположение надписи противоречит предположению, что она происходит из другого сооружения. Поэтому Н. Брунов датировал храм первой половиной VIII века. По мнению Т. И. Макаровой, колонна была взята из базилики, ранее, в VIII веке, стоявшей на том же месте. Н. П. Кондаков и Т. Макарова датировали храм IX—X веками. Е. В. Веймарн относил постройку храма к VIII веку.

По мнению А. Бертье-Делагарда, купольные постройки в Крыму получили распространение в XIII веке, и «едва ли церковь Иоанна Предтечи древнее этого», а в комментариях к запискам Эмиддио Дортелли Д’Асколи он отмечал, что «по архитектурным особенностям она едва ли ранее ХІІ века». По мнению А. Л. Якобсона, с IX века основной формой храмов на православном Востоке вместо базилики стал крестово-купольный храм с четырьмя опорами барабана купола, и храм в Керчи был промежуточным звеном развития такой структуры. Он датировал храм концом VIII века, «судя по композиции здания и технике кладки с чередованием рядов кирпича и камня, а также учитывая надпись на колонне храма». По мнению учёного, формы голосников подтверждают датировку.

Ю. С. Асеев на основе архитектурных обследований датировал храм в пределах X—XIV веков. Однако надпись Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже, возможно, содержит отсылку к керченскому храму. Текст надписи: «В лето 6576 [1068 год] индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Т. И. Макарова полагала, что, возможно, было измерено расстояние между церковью Иоанна Предтечи в Керчи и ныне не сохранившейся церковью Богоматери на Таманском полуострове. Тем самым задана верхняя граница для датировок храма — начало XI века.

Архитектура

План первоначального храма по Н. И. Брунову

Храм крестово-купольный, при этом крест вписанный, а купольные подпоры стоят свободно внутри пространства храма. По первоначальному плану у храма не было боковых входов. Крест был покрыт двускатными кровлями, лежавшими непосредственно над арками лопаток. Барабан первоначально был круглым, но впоследствии с помощью штукатурки ему придали граненую форму. Верхние части ветвей креста и северный фасад имели ниши с полуциркульным верхом. Аналогичные ниши были в апсидах: в средней апсиде пять, в северной и южной — три ниши поменьше. Внутреннее пространство храма делилось арками и колоннами на части. Н. Брунов отмечал: «характерное отличие от столичных (константинопольских) форм состоит в данном случае в том, что коробовые своды ветвей креста лежат на подпружных арках. Композиция, совершенно подобная подпорам керченской церкви, характерна для ряда церквей Трапезунта». По мнению учёного, источником форм храма была Малая Азия. Ещё одним важным отличием храма в Керчи от константинопольских является выделение центрального креста за счет понижения других частей храма. В кладке стен чередуются ряды белого камня и плоского кирпича — плинфы. В пропорциях всех частей здания Н. Брунов отметил вертикализм — храм как бы вытянут по вертикали. В архитектуре Константинополя эта черта была характерна для построек начиная с IX века и особенно в XII веке. Первоначально в боковых апсидах были окна, у алтарной преграды установили два столба. Хотя посреди храма имеются колонны, многие из них не играют роль несущих конструкций, а стоят свободно без нагрузки и являются декоративным элементом. Согласно А. Бертье-Делагарду, колонны храма такие же, как и описанные учёным в Херсонесе: они явно сборные, поскольку диаметр капителей отличается от диаметра колонн. По его мнению, колонны «получены из Херсонеса». Т. Макарова отмечает, что церковь Богоматери в Тамани 1023 года постройки во многом была подобна церкви Иоанна Предтечи в Керчи: использовался одинаковый красный песчаник при постройке, погребения также совершались в каменных ящиках.

История

Встроенные в стены храма античные погребальные стелы

Предыстория

Монах Епифаний, посетивший Крым в 815—820 годах, писал, что видел в Боспоре большой храм Св. Апостолов, в основании которого был вкопан ковчег с именем Апостола Симона Кананита, и часть мощей апостола дали Епифанию. Этот храм имел форму базилики, вмурованные в основание мощи находились в ней, вероятно, с момента постройки. Исходя из этого, Л. Ю. Пономарёв предположил, что храм Св. Апостолов был построен в конце V—VI веке. Об этом храме протоиерейПажимов в 1884 году писал, что «документов и записок об основании сей церкви нет, а по народному преданию относится к постройкам VI века».

По мнению Е. В. Веймарна храм Иоанна Предтечи возник там, где ранее в IV—VI веках была «солидная постройка», разрушенная и закрытая насыпью. На её месте был сооружён храм, фундаментами для которого частично стали стены предыдущих строений. Вероятно, этим строением был храм Св. Апостолов. При строительстве храма Иоанна Предтечи и его последующих реконструкциях в стенах и полах храма оказались встроены обломки, как античных времён, так и ранее стоявшей на этом месте базилики. Результаты раскопок, проведённых под руководством Т. И. Макаровой показали, что храм был возведён в IX—X веках одновременно с жилым районом, к нему примыкавшим, «прямо на остатках базилики, диаметр апсиды которой несколько не совпал с диаметром апсиды нового храма». Т. Макарова, как и А. Бертье-Делагард, отметила «сборный характер колонн и капителей» храма, которые, по её мнению, были взяты из этой ранней базилики.

До 1917 года

Нет данных о том, когда и каким перестройкам подвергался храм. На основании описания Ибн Баттутой фресок храма, некоторые исследователи делали вывод, что примерно в XIV веке храм был превращён в мечеть, однако других аргументов в пользу такого предположения нет. Наоборот, известно, что христианские храмы действовали в Керчи всё время одновременно с мечетями. В XIV веке время прошла реконструкция храма, следы которой зафиксированы археологами, апсиды были заложены каменной облицовкой, толщина которой достигала 1 метра. Всего же при расчистке росписей было выявлено несколько слоев штукатурки, фрески были на втором, но сверху было ещё три слоя, относящихся к трём реконструкциям.

В 1783 году Крым был присоединён к России. Христианское население городов стало увеличиваться. В связи с ростом населения Керчи сначала был построен ещё один храм, а затем было принято решение об увеличении вместимости храма Иоанна Предтечи. В 1801 году начался ремонт храма с увеличением его размеров, к августу 1803 года соорудили трёхнефную западную пристройку с хорами и колокольней. К 1835 году была возведена северная прямоугольная пристройка с пилястрами и фронтоном. В начале 1840-х годов церковь опять реконструировали, при этом старую колокольню заменил притвор, а вместо неё по проекту Александра Дигби (младшего) возвели новую двухъярусную колокольню с запада. За годы существования храм основательно ушёл под землю — вокруг него наросли пласты земли; кроме того, при сооружении крепости храм окружили валы. В 1892 году северная пристройка была переделана в придел, освященный 13 (25) ноября 1893 года во имя Николая Чудотворца и святой Великомученицы Екатерины в память об избавлении от смерти цесаревича Николая 29 апреля (11 мая) 1891 года в Японии.

8 января 1896 года в Императорскую археологическую комиссию поступил запрос на разрешение перестройки части храма, и разрешение было выдано, но лишь на работы по переустройству новой части, пристроенной к храму в XIX веке, а древнюю часть комиссия не разрешала перестраивать. В 1896 году придел был расширен за счёт полукруглых выступов и тамбура по проекту А. И. Карапетова. Аналогичные запросы поступали в комиссию в 1898, 1908 и 1909 годах, при этом сообщалось, что древние стены не сохранились. В Керчь был командирован П. П. Покрышкин для определения состояния памятника. 8 апреля 1909 года состоялось реставрационное заседание Комиссии, на котором в том числе рассматривалось состояние храма Иоанна Предтечи (XVI по порядку). Согласно протоколу заседания были доложены описание церкви по состоянию на 1887 год, выдержки из заключения Н. Н. Кондакова от 1889 года, выдержки из статьи А. А. Авдеева 1887 года, доклад П. П. Покрышкина о проведенном им 20—23 марта 1909 года осмотре храма, а также переписка о несогласованном расширении храма. Постановление комиссии подтвердило предыдущее решение и разрешало расширение и перестройку лишь новой части здания, и то лишь при условии, что проект расширения новой части будет представлен в Комиссию.

  • Проект пристроек к храму в 1842 году
  • Проект колокольни городского архитектора Керчи А. Дигби младшего, 1842 год
  • Проект пристройки северного престола. Западный фасад. А. И. Карапетов, 1895 год
  • Проект пристройки северного престола. Северный фасад. Разрезы. А.Карапетов, 1895 год

После 1917 года

В конце 1920-х — 1930-х годах довольно активно шло изучение и исследование памятников Крыма. В постановлении Президиума КрымЦИК «О состоянии и задачах музейного строительства в Крымской АССР» от 2 октября 1934 года ставилась задача провести за два месяца учёт памятников, в том числе памятников старины. Созданный список был утверждён 20 марта 1935 года, но Церковь Иоанна предтечи в него не попала. 28 декабря 1937 года в храме разместился склад. В 1938 году из республиканского бюджета было выделено 26 тысяч рублей Керченскому историко-археологическому музею, часть этих средств была использована для работ в церкви Иоанна Предтечи. В храме починили кровлю и водостоки, оштукатурили стены, на алтарных столбах раскрыли фрески . Здание храма было передано музею для размещения антирелигиозной экспозиции. Во время немецкой оккупации в храме шли службы, а в 1947 году в нём были размещены экспозиции лапидария. В послевоенные годы состояние памятника беспокоило архиепископа Крымской епархии Луку (В. Ф. Войно-Ясенецкого), уроженца Керчи. Он неоднократно обращался по этому вопросу к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданову и просил его передать храм верующим. В 1960 году в храме опять был размещён лапидарий. Статус памятника архитектуры республиканского значения был присвоен храму лишь Постановлением Совета Министров УССР № 970 от 24 августа 1963 года, и подтвержден решением Крымского облисполкома № 595 от 05 сентября 1969 года. Попадание в реестр памятников культуры не означало, что здание оберегалось. Рядом с храмом в 1960-е годы стихийно возник рыбный рынок, храм ветшал, купол разрушался.

В 1967—1970 годах Республиканские научно-реставрационные мастерские (с 1980 года НИИ «Укрпроектреставрация») по поручению Совета Министров УССР от 1965 года проводили исследования и разрабатывали проектную документацию реставрации храма, которая началась с фасадов в 1972 году. Руководила реставрацией Е. И. Лопушинская, которая была автором проекта (одновременно велись раскопки под руководством Т. И. Макаровой). Купол и барабан укрепили с помощью металлического каркаса, позднейшие наслоения были сняты, реставраторы восстановили облицовку стен, раскрыли древнее основание. В отреставрированном храме была размещена часть лапидарной коллекции Керченского музея, которая находилась в нём до 1985 года.

В 1976 году был принят генеральный план города, который с тех пор не менялся более тридцати лет. Воспользовавшись тем, что в генплане не были установлены охранные зоны памятников культуры, руководители города В. Ф. Дубов и С. А. Чистов начали сносить исторические здания, расчищая место для городской застройки. Среди зданий, которые рассматривались для сноса, была и церковь Иоанна Предтечи Охранная зона храма была установлена лишь решением Крымского облисполкома № 284 от 22 мая 1979 года: границами зоны стали главная аллея площади Ленина, переулки Дмитрова и Трудовой. В 1990 году был составлен «Проект охранных зон памятников истории и культуры Керчи», который, однако, остался лишь на бумаге ввиду развала СССР. В июне того же 1990 года Керченский горисполком принял решение передать церковь «Керченскому православному религиозному обществу», а в следующем году Совет Министров Крымской АССР закрепил права на использование храма за общиной Иоанно-Предтеченской церкви. В 2010 году НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры Украины составил «Историко-архитектурный опорный план и зоны охраны», который послужил основой для генерального плана Керчи, утверждённого в следующем году. В 2013 году Священный Синод Украинской православной церкви принял решение о создании Феодосийской епархии, кафедральным собором которой стал храм Иоанна Предтечи. После вхождения Республики Крым в состав России в 2014 году распоряжением правительства Российской Федерации № 2073-р от 17.10.2015 года храм был включён в число объектов культурного наследия России федерального значения (Регистрационный номер 911510358900006).

Клингер И., Шульце А. Интерьер церкви в 1854 году

Иванов И. Вид древней церкви в Керчи. Предположительно 1803 год. Колокольня в процессе строительства.