Сщ­мч. Ва­си­лий Хер­со­нес­ский, еп.

ДНИ ПАМЯТИ:

28 декабря – Собор Крымских святых

20 марта

ЖИТИЕ

ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ВАСИЛИЯ, ЕФРЕМА, КАПИТОНА, ЕВГЕНИЯ, ЕФЕРИЯ, ЕЛПИДИЯ И АГАФОДОРА, ЕПИСКОПОВ ХЕРСОНЕССКИХ

Свя­тые свя­щен­но­му­че­ни­ки Ва­си­лий, Еф­рем, Ев­ге­ний, Ел­пи­дий, Ага­фо­дор, Ефе­рий и Ка­пи­тон нес­ли бла­го­ве­стие Хри­сто­во в зем­ли Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья от Ду­ная до Дне­пра, вклю­чая Крым, и за­пе­чат­ле­ли свое апо­столь­ство му­че­ни­че­ской смер­тью в IV ве­ке в го­ро­де Хер­со­не­се Та­ври­че­ском. Еще за­дол­го до Кре­ще­ния свя­то­го Вла­ди­ми­ра хри­сти­ан­ская ве­ра уже про­ник­ла в Крым, ко­то­рый в древ­но­сти на­зы­вал­ся Та­ври­дой и был под­вла­стен рим­ским им­пе­ра­то­рам. На­ча­ло про­све­ще­ния Та­ври­ды ве­рою Хри­сто­вой по­ло­же­но свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным († 62; па­мять 30 но­яб­ря). Даль­ней­ше­му рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства там спо­соб­ство­ва­ли, по­ми­мо сво­ей во­ли, са­ми же его вра­ги: рим­ские им­пе­ра­то­ры ссы­ла­ли ту­да го­судар­ствен­ных пре­ступ­ни­ков, ко­то­ры­ми в пер­вые три ве­ка хри­сти­ан­ства счи­та­лись и ис­по­вед­ни­ки Хри­ста. Так, в прав­ле­ние Тра­я­на (98–117) был со­слан на за­то­че­ние в Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни свя­той Кли­мент, епи­скоп Рим­ский († 101; па­мять 25 но­яб­ря). Там про­дол­жал он свою про­по­ведь, там при­нял и му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

На­се­ляв­шие крым­ские зем­ли языч­ни­ки упор­но со­про­тив­ля­лись рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства. Но ве­ра Хри­сто­ва через сво­их са­мо­от­вер­жен­ных про­по­вед­ни­ков креп­ла и утвер­жда­лась. Мно­гие бла­го­вест­ни­ки по­ло­жи­ли свои жиз­ни в этой борь­бе.

В на­ча­ле IV ве­ка в Хер­со­не­се бы­ла учре­жде­на епи­скоп­ская ка­фед­ра. Это бы­ла пе­ре­лом­ная эпо­ха, ко­гда Хер­со­нес, слу­жив­ший ба­зой для рим­ских во­и­нов, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дил в за­ви­си­мость от Ви­зан­тии. В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на (284–305), в 300 го­ду (то есть еще до на­ча­ла го­не­ния, ко­то­рое им­пе­ра­тор на­чал с 303 го­да) Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Ер­мон (303–313) для Еван­гель­ской про­по­ве­ди разо­слал в раз­ные стра­ны мно­гих епи­ско­пов. Двое из них, Еф­рем и Ва­си­лий, при­бы­ли в Хер­со­нес и на­саж­да­ли там Сло­во Бо­жие. За­тем свя­ти­тель Еф­рем по­шел к на­ро­дам, жив­шим по Ду­наю, где в бла­го­ве­стии Хри­сто­вом пре­тер­пел мно­го скор­бей и тру­дов. Во вре­мя на­чав­ше­го­ся го­не­ния он был обез­глав­лен (точ­но из­ве­стен лишь день его кон­чи­ны – 7 мар­та). Про­по­ведь в Хер­со­не­се про­дол­жал свя­той Ва­си­лий – спо­движ­ник свя­то­го Еф­ре­ма. Мно­гих идо­ло­по­клон­ни­ков он на­ста­вил на путь ис­ти­ны. Дру­гие за­блуд­шие жи­те­ли го­ро­да, оже­сто­чен­ные его де­я­тель­но­стью, ока­зы­ва­ли ярост­ное со­про­тив­ле­ние: свя­той ис­по­вед­ник был схва­чен, нещад­но из­бит и из­гнан из го­ро­да. Уда­лив­шись в го­ры и по­се­лив­шись в пе­ще­ре, он непре­стан­но мо­лил Бо­га за из­гнав­ших его, чтобы Он оза­рил их све­том ис­тин­но­го Бо­го­ве­де­ния. И Гос­подь по­слал невер­ным чу­до. У знат­но­го жи­те­ля Хер­со­не­са умер един­ствен­ный сын. По­кой­ный явил­ся ро­ди­те­лям во сне и по­ве­дал, что некто свя­той Ва­си­лий сво­и­ми мо­лит­ва­ми к Ис­тин­но­му Бо­гу мо­жет вос­кре­сить его из мерт­вых. Ко­гда ро­ди­те­ли разыс­ка­ли свя­ти­те­ля и про­си­ли его со­вер­шить чу­до, свя­той Ва­си­лий от­ве­чал, что сам он – греш­ный че­ло­век и не име­ет сил вос­кре­шать мерт­вых, но Гос­подь все­мо­гущ и мо­жет ис­пол­нить их прось­бу, ес­ли они уве­ру­ют в Него. Дол­го мо­лил­ся свя­той, при­зы­вая Имя Свя­той Тро­и­цы. За­тем, освя­тив во­ду, воз­лил ее на умер­ше­го, и тот ожил. С по­че­том был воз­вра­щен в го­род свя­ти­тель, мно­гие уве­ро­ва­ли и кре­сти­лись.

Вско­ре по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) го­не­ние на хри­сти­ан раз­ра­зи­лось с но­вой си­лой. Хри­сто­не­на­вист­ни­ки во­ору­жи­лись и про­тив свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 7 мар­та 309 го­да они но­чью во­рва­лись в его дом, свя­за­ли его, по­во­лок­ли по ули­цам и за­би­ли до смер­ти кам­ня­ми и пал­ка­ми. Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло бро­ше­но за го­ро­дом на съе­де­ние псам и пти­цам и мно­го дней ле­жа­ло без по­гре­бе­ния, но оста­лось нетро­ну­тым. По­том хри­сти­ане тай­но по­хо­ро­ни­ли в пе­ще­ре свя­тое те­ло му­че­ни­ка.

Через год, узнав о му­че­ни­че­ской кон­чине свя­ти­те­ля Ва­си­лия, три его спо­движ­ни­ка – епи­ско­пы Ев­ге­ний, Ел­пи­дий и Ага­фо­дор, оста­вив про­по­ведь в Гел­лес­понт­ской стране, при­бы­ли в Хер­со­нес про­дол­жить его свя­тое де­ло. Они по­ло­жи­ли мно­го тру­дов для спа­се­ния че­ло­ве­че­ских душ. Все три епи­ско­па раз­де­ли­ли участь сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка – бес­ну­ю­щи­е­ся языч­ни­ки так­же по­би­ли их кам­ня­ми 7 мар­та 311 го­да.

По про­ше­ствии несколь­ких лет, уже в цар­ство­ва­ние свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337; па­мять 21 мая), из Иеру­са­ли­ма в Хер­со­нес при­был епи­скоп Ефе­рий. Сна­ча­ла он то­же встре­тил про­ти­во­дей­ствие со сто­ро­ны языч­ни­ков, но свя­той им­пе­ра­тор, объ­явив­ший сво­бо­ду хри­сти­ан­ской ве­ры во всей им­пе­рии, не до­пу­стил на­силь­ствен­ных дей­ствий про­тив про­по­вед­ни­ка: он из­дал указ, по ко­то­ро­му хер­со­нес­ским хри­сти­а­нам бес­пре­пят­ствен­но раз­ре­ша­лось со­вер­шать бо­го­слу­же­ния. Ста­ра­ни­я­ми свя­ти­те­ля Ефе­рия в го­ро­де был по­стро­ен храм, где свя­той мир­но пра­вил сво­ей паст­вой.

Чтобы от­бла­го­да­рить им­пе­ра­то­ра за по­кро­ви­тель­ство хри­сти­а­нам, свя­ти­тель Ефе­рий ез­дил в Кон­стан­ти­но­поль. На об­рат­ном пу­ти он за­бо­лел и скон­чал­ся на ост­ро­ве Амо­се (в Гре­ции) 7 мар­та. На ме­сто свя­ти­те­ля Ефе­рия свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин при­слал в Хер­со­нес епи­ско­па Ка­пи­то­на. Хри­сти­ане встре­ти­ли его с ра­до­стью, но языч­ни­ки по­тре­бо­ва­ли от но­во­го епи­ско­па зна­ме­ния, чтобы уве­ро­вать в Бо­га, Ко­то­ро­го он про­по­ве­ду­ет. Воз­ло­жив всю на­деж­ду на Гос­по­да, свя­той Ка­пи­тон в свя­ти­тель­ском об­ла­че­нии во­шел в раз­ве­ден­ный ко­стер, дол­го мо­лил­ся в огне и вы­шел из него невре­ди­мым, на­брав в свою фе­лонь го­ря­чих уго­льев. То­гда мно­же­ство неве­ру­ю­щих убе­ди­лись в си­ле Бо­га хри­сти­ан­ско­го.

Об этом чу­де и о ве­ли­кой ве­ре свя­то­го Ка­пи­то­на бы­ло воз­ве­ще­но свя­то­му Кон­стан­ти­ну и свя­тым от­цам на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее (325).

Через несколь­ко лет свя­ти­тель Ка­пи­тон по де­лам на­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, но ко­рабль бу­рею при­би­ло в устье Дне­пра. Мест­ные жи­те­ли (языч­ни­ки), за­хва­тив ко­рабль, уто­пи­ли всех быв­ших на нем, в том чис­ле и свя­то­го Ка­пи­то­на. Это про­изо­шло 21 де­каб­ря. Па­мять свя­то­го епи­ско­па Цер­ковь уста­но­ви­ла от­ме­чать с про­чи­ми хер­со­нес­ски­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми, 7 мар­та.

Про­по­ведь свя­щен­но­му­че­ни­ков укре­пи­ла ве­ру Хри­сто­ву в Хер­со­не­се. С на­ча­ла V ве­ка этот го­род ста­но­вит­ся ду­хов­ным цен­тром, от­ку­да хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ня­ет­ся на се­вер в сто­ро­ну Ру­си. С IX ве­ка Хер­со­нес все бо­лее при­вле­ка­ет вни­ма­ние рус­ских, на­чав­ших се­лить­ся в го­ро­де. Совре­мен­ные ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки по­ка­за­ли, что в го­ро­де на­хо­ди­лось бо­лее пя­ти­де­ся­ти хра­мов, от­но­ся­щих­ся к V–XIV ве­кам. В 987 го­ду в Хер­со­не­се при­нял Кре­ще­ние свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир. Этот древ­ний го­род явил­ся ко­лы­бе­лью хри­сти­ан­ства для Ру­си.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых свя­щен­но­му­че­ни­ков Еф­ре­ма, Ва­си­лия, Ев­ге­ния, Ел­пи­дия, Ага­фо­до­ра, Ефе­рия и Ка­пи­то­на, быв­ших в раз­лич­ные вре­ме­на епи­ско­па­ми в Хер­соне» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

МОЛИТВЫ

Кондак священномученикам, в Херсонесе епископствовавшим

глас 2

Светоно́сный де́нь наста́/ па́стырей, епи́скопствовавших све́тло в Херсо́не,/ и́хже воспева́ем пра́здник,/ пострада́вших за Христо́вы о́вцы./ Священному́ченицы, моли́те Пастыренача́льника Христа́/ и на́с причести́ десна́го ове́ц стоя́ния,/ да вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, свяще́ннии отцы́,// за Христа́ кро́вь свою́ излия́вшии.

Перевод: Настал светлый праздник пастырей, епископствовавших славно в Херсонесе, их же воспеваем память, пострадавших за свою паству – овец Христовых. Священномученики, молите Начальника над пастырями Христа и нас причесть к стаду овец, стоящих по правую сторону от Него (Мф.25:32-33), да восклицаем вам: «Радуйтесь, отцы святители, за Христа кровь свою пролившие!»

Акафист святым священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим

Акафист святым священномученикам, в Херсоне епископствовавшим1

Кондак 1

Избранные угодницы Божии, святители и мученики Христовы – Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, в Херсоне епископствовавшие, всю страну нашу учением своим просветившие и землю нашу кровью вашей осветившие, яко имущии дерзновение ко Господу предстательством и молитвами вашими у Престола Божия, от всяких нас бед свободите и петь вам научите: Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Икос 1

Ангелы земные и человеки небесные, Священномученики седмочисленные, Престолу Небесного Царя и Владыки вселенной предстоящие и нас грешных на земле сущих наставляющие, услышите молитвы наши с похвалами от всей души к вам возносимые: Радуйтеся, заступники наши и предстатели у Господа Бога предобрые; радуйтеся, первозванному Апостолу Андрею ревностные подражатели. Радуйтеся, по стопам его, освятившим область нашу, шедшие; радуйтеся и венцы мученические, якоже он, стяжавшие. Радуйтеся, безбоязненные веры Христовой проповедницы; радуйтеся, мужественные истинного учения исповедницы. Радуйтеся, за проповедание веры и жизни своей не пощадившие; радуйтеся, души свои за имя Христово положившие. Радуйтеся, во глубины сатанинские дерзновенно прийти возревновавшие; радуйтеся, мрак языческого многобожия в земле нашей рассеявшие. Радуйтеся, от Солнца правды лучами все концы ее озарившие; радуйтеся, и ныне нам благодатным светом своим светящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 2

Видяще многобожное мучительство идолопоклонства в земле нашей, души человеческие, по Образу Божию бывшие, во образ демонский претворявшее, возревновали есте, Отцы Святые, о спасении люте погибавших, и вся красная мира отвергше, бодрено приидосте научити их единому истинному Богу петь: Аллилуйя!

Икос 2

Разум совершен стяжавшее, идеже возсия мирови свет разума, наченше от Иерусалима, по слову Христову, изыдосте, Богомудрые учители наши, с вещанием и глаголами жизни вечной во всю землю, да просветите во тьме и сени смертной сидящих, и петь всех похвальные песни вам научите: Радуйтеся, великие таинники благодатного учения небесного; радуйтеся, сосуды избранные, в них же хранятся глаголы живота вечного. Радуйтеся, умы, светом евангельским просвещенные; радуйтеся, и сердца ваша истинным ведением исполнившие. Радуйтеся, совершенные человеки Божии, на всякое дело благое уготованные; радуйтеся, великие дела Христовы в земле нашей богомудро совершившие. Радуйтеся, Святые Отцы Церкви Христовой, словом и делом сиявшие; радуйтеся, столпы Божественной Церкви и православия непоколебимые. Радуйтеся, зверообразных мучителей ваших неустрашившиеся; радуйтеся, бесчисленные раны и поношения с терпением от них приявшие. Радуйтеся, яко души своя, не за други токмо, но и за враги своя положили есте; радуйтеся, яко веру Христову в воздаяние мучителям своим даровали есте. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 3

Сила Вышнего осени вас, Богомудрые Святители и мученицы Христовы, и благоплодное делание ваше во мраке идолослужения ходящим яко село сладкое, озаренное Солнцем правды, показала есть, да все хотящие на ниве вами возделанной жати спасение радостно воспевают Богу Спасителю нашему: Аллилуйя!

Икос 3

Имуще в душах и сердцах своих святую ревность о славе Божией, двоица от седмичисленных Святителей – Василий Богомудрый и Ефрем славный первее вкупе трудистася, возвещающее многобожникам Единого Истинного Бога; также Ефрем – многоплодный идее с проповедью Евангелия ко Скифам, жившим по Дунаю, идеже, многих обратив ко Христу, усечен бысть мечем. Василий же, Царское священие, возвещая учение Христово Херсонитом и обличая заблуждения неверных, возбуди против себя гнев неверных, верных же научи воспевати таковая: Радуйтеся, неустрашимые воины Христовы, враги Божии победившие; радуйтеся, яко в броню правды одеявшиеся, пребысте непобедимы. Радуйтеся, обувшие ноги свои во благовествование мира, и вспять невозвратившиеся; радуйтеся, шлем спасения восприявшие и всех жаждущих спасения от него напоившие. Радуйтеся, глаголом Божиим, аки мечем духовным, плевелы лжи посекшие; радуйтеся; яко вещания ваша, Богомудрые, не осташася тщетными. Радуйтеся, Святители Божии – истинные, душ своих за овец словесных не пощадившие; радуйтеся, мученицы Божии, венцы нетленные, уготованные вам приимшие. Радуйтеся, подвигом добрым подвизавшиеся до скончания жительства вашего; радуйтеся, и нам грешным образ подражания в себе явившие. Радуйтеся, научающие нас последовать вашей вере, терпению и страданию; радуйтеся, явившиесяв земле нашей, да засвидетельствутете Божественную истину кровью вашей. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 4

Бурю ярости и гнева воздвигоша на блаженного Василия жители Херсонеса Таврического; претерпев же биения, мучения и изгнание из града их, Святитель Божий водворися в пещере близ лежащей горы Парфенон, идеже радуяся, яко прият за Христа биения и раны, и сетуя о мучителях, со слезами молился об обращении их к Богу, да поют Ему: Аллилуйя!

Икос 4

Слышавше люди, изгнавшие просветителя своего из града, яко молитвами его воскресил есть Бог умершего сына единого от них некоего знаменита, объятии быша ужасом и радостью, исповедаша Бога истинного и введоша Святого Василия паки во град свой с велиею честью, нас же научиша воспевати угодникам Божиим похвалы сицевые: Радуйтеся, в терпении многом стяжавшие души ваша; радуйтеся, яко, претерпевшие до конца, и сами спасостеся и послушающих вас введосте во спасение. Радуйтеся, правду, мир и радость о Духе Святе стяжавшие; радуйтеся, милосердием и любовью к ближним своим исполненные. Радуйтеся, нищету духовную, терпение скорбей и лишений богатно имевшие; радуйтеся, яко незлобивые агнцы, Божественному Агнцу-Христу подражавшие. Радуйтеся, приемшие от Бога благодать скорби и болезни в радость претворять; радуйтеся, любовью вашей самых жестоких и зверонравных врагов в кротких агнцев обращавшие. Радуйтеся, плач пред Богом и умиление блаженное обретшие; радуйтеся, кротостью и смирением Христу Спасителю уподобившиеся. Радуйтеся, смирением своим высокие, нищетой же богатые явившии; радуйтеся, дела ваши христоподражательные всем зрящим показавшие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 5

Боготечной звезде яве уподобился Богомудрый Василий егда чудом воскрешения отрока озари град Херсонес и окрестные его, и там живших ко Христу приведе. Аще же по сем нечестивые, по научению злых жидовин, извлекше его из дома, связанного влачиша по стогнам града, биша и мучиша: обаче святый, и под жестокими ударами их молился о них, и так предаде душу свою Богу, с похвальной песней: Аллилуйя!

Икос 5

Видяще мученическую кончину славного Ефрема и всехвального Василия, пострадавших за проповедь Евангельскую в стране Тавроменийстей, Святители Христовы – Евгений Божественный, Елпидий мудрый и Агафодор Богомудрый, в опасении, да не разорится там дело святого Василия злоумышлением жидовским, не убояшася из страны Геллеспонтской идти в землю нашу, продолжения ради благовестия Христова. Жители Херсонеса с радостью прияша новых просветителей страны их, поучаше их с любовью взывати к ним: Радуйтеся, верные слуги Христовы и искренние други Божии: радуйтеся, ревнители православия усердные и идольского мракобесия искоренители премудрые. Радуйтеся, за истинную веру Христову живота своего не щадившие; радуйтеся, любовью к Богу и ближним предивно воспламененные. Радуйтеся, Апостольское великое служение подвигами своими восполнявшие; радуйтеся, стадо Христово, кровью Его искупленное, умножившие. Радуйтеся, радостно на смерть за Христово учение шедшие; радуйтеся, бесовское гнездо безбоязненно силой Христова имени разорявшие. Радуйтеся, кумирницы демонские и мнимые их чтилища нещадно сокрушавшие; радуйтеся, самого исконного врага Божия и человеческого горце уязвлявшие. Радуйтеся, христиан правоверных сладостное утешение; радуйтеся, ожесточенных гонителей веры Христовой грозное устрашение. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 6

Проповедницы Богоносные, подвигом добрым подвизавшиеся, веру бодрее соблюдшие и течение свое добре скончавшие, за страдания вами мужественно претерпенные, соблюдеся вам от Подвигоположника нашего – Господа Иисуса Христа – венец правды. Темже усердно поучающиеся в ваших деяниях, с любовью поминаем вас – наставников наших, и тщащееся подражати вере вашей, смиренно вопием Богу: Аллилуйя!

Икос 6

Воссиял свет веры Христовой в стране нашей, яко полудний, егда пяточисленные Святители наши души свои положили за свидетельство в ней истины Евангельской, воссиял нам и новый светильник Божий от Сиона – Еферий священнейший, егда воцарился великий Константин, покровительством христианству стяжавший себе имя равноапостольного. Видевше же люди, яко новый святитель был равночестен предним возопиша к ним: Радуйтеся, Святители Божии, Апостолом единонравние; радуйтеся, Отцы наши Богомудрые. Радуйтеся, учители Церкви всечестные; радуйтеся, вселенским учителям сопрестольные. Радуйтеся, священномученики преславные; радуйтеся, пастыри наши предобрые. Радуйтеся, милосердные наши просветители; радуйтеся, любвеобильные наши наставники. Радуйтеся, изгнание правды ради претерпевшие; радуйтеся, раны, муки и болезни за спасение наше на себе понесшие. Радуйтеся неверие и суеверие победившие; радуйтеся, адскую силу и мрак греховный от нас отгнавшие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 7

Хотяй мирно пасти овец Церкви Херсонской, и право править в ней слово истины, Святой Еферий двукратно хождаше в Царьград к царю Константину: первее испросить помощи на разорение твердыням языческим и заступление христиан от гонения, второе же – благодарить царя за явленный покров к устроению паствы Херсонской. Егда же возвращашеся от Царьграда к пастве своей, разболелся к смерти, пристал к малому острову Аосу, идеже и предаде святую душу свою в руки Божии, c песнью: Аллилуйя!

Икос 7

Нового Святителя даровала Церковь Восточная Церкви Херсонской – Капитона всеславного, егоже с великой радостью прияша не только люди правоверные, но и неверные; наипаче же, егда пред всеми сотвори чудо великое, невредимо пребыв в огне, и на ризе своей изнес из пламени угли горящие, но не сжигающие. Известившеся о сем чуде, царь и Святые Отцы первого собора вселенского прославили Бога и великое дарование Епископа Капитона, людие же видевшие его возопили к своим Святителям: Радуйтеся, великие наши и преславные чудотворцы; радуйтеся, имущие веру ничем непоколебимую. Радуйтеся, дерзновенным исповеданием веры Христовой всех удивившие; радуйтеся, мужественным страданием за веру Христову всех неверных посрамившие. Радуйтеся, догматы веры православной уяснившие; радуйтеся, правило веры и образ кротости стаду вашему показавшие. Радуйтеся, Отцы наши всечестные и лики богокрасные; радуйтеся, на путь правый всех нас наставившие; радуйтеся, к любви горней души наши уязвившие. Радуйтеся, яко вами направляемы получаем от Христа Бога велию милость; радуйтеся, яко вами покрываемы в вечные кровы вводимся. Радуйтеся, Святые отцы, за Христа кровь свою излившие.

Кондак 8

Странно было видеть, егда корабль, на нем же Капитон Святой идяше по нуждам Церкви своей в Царьград, от Херсонеса Таврического, схвачен был бурей великой и принесен ко устьям Днепра – к нынешнему Херсону, идеже неверные люди корабль разграбили, всех бывших на нем умертвиша, а епископа в водах утопиша, верни же со слезами и рыданием Боги вопияху: Аллилуйя!

Икос 8

Вси вы, Святители Христовы, ныне в вышних пребываете, но и нас низших не оставляете вашими молитвами и предстательством у Царя славы и Господа Бога нашего. Сего ради, недоумеюще благохвалити вас по достоянию, со умилением сердца, из глубины души, взываем к вам: Радуйтеся, вере правой нас научающие; радуйтеся, надежду известную нам подавающие. Радуйтеся, любовь нелицемерную в нас воспламеняющие; радуйтеся, кротость и смирение в себе нам показующие. Радуйтеся, терпением и мужеством души наша украшающие; радуйтеся, нас алчущих и жаждущих правды насыщающие. Радуйтеся, сердца наша, очищающие; радуйтеся, очи наши духовные к зрению Бога изощряющие. Радуйтеся, вражды и ссоры наши умиротворяющие; радуйтеся, всякий мрак заблуждения от нас прогоняющие. Радуйтеся, к терпению бед, лишений и скорбей нас воодушевляющие; радуйтеся, в пренесении испытаний и гонений нас укрепляющие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа крвовь свою излившие!

Кондак 9

Вси лицы Ангельские, зрящее подвиги ваша, Святые Священномученики, по вере Христовой подъятые, радостью велией радовахуся, вы же по страдании своем на земле, вошедшее в славу Божию на небеси, и сами исполнилися есте радостью неизглаголанною. Тем же, водворившиеся в небесных обителях, вкупе со Архангелы и Ангелы, присно воспеваете Богу: Аллилуйя!

Икос 9

Витии многовещанные, Аще бы и многи языки имели и глаголати восхотели, не возмогут исчести ваших трудов и воздыханий, скорбей и лишений, гонений и страданий, яже имели есте, учащее и проповедующее, настоящее благовременне и безвременне, умоляюще и запрещающее, обличающее и увещавающе люди непокоривые, за добро злом воздающие. Мы же, дивящееся подвигом вашим, умиленно взываем к вам: Радуйтеся, трудами вашими нас ленивых к доброделанию возбуждающие; радуйтеся, воздыханиями вашими нас унылых к молитве окрыляющие; радуйтеся, скорбями вашими нас малодушных в пренесении скорбей утверждающие. Радуйтеся, гонениями, вами претерпенными, нас слабых укрепляющие; радуйтеся, лишениями вашими нас нетерпеливых к воздержанию подвизающие. Радуйтеся, страданиями вашими нас боязливых ободряющие; радуйтеся, учением и проповедью вашей нас темных просвещающие. Радуйтеся, наставлением вашим благовременным и безвременным нас нерадивых ко стыду приводящие. Радуйтеся, умолением вашим по Христе нас беспечных безответными творящие; радуйтеся, прещением вашим нас бесстрашных устрашающие. Радуйтеся, обличением вашим нас непослушных посрамляющие; радуйтеся, увещанием вашим нас противляющихся к Богу приводящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу, иже всем хотящий спастися и в разум истины прийти, всемилостивый Господь и Бог наш, избрал и послал вас к нам, Святители Христовы, да ясно укажете всем здесь живущим и хотящим спастись пути спасения, и всех научите петь Богу: Аллилуйя!

Икос 10

Стена крепка и непоколебима есть, угодницы Божии, нам влающимся и обуреваемым в море житейстем, да выну зря море сие, воздвизаемое напастей бурею, к тихому пристанищу, ходатайству и заступлению вашему грешнии прибегаем, и из глубины души с любовью вопием к вам: Радуйтеся, поборницы веры Христовой непоколебимые; радуйтеся, покровители наши некрыющиеся от нашего притекания. Радуйтеся, светильницы, во тьме греховной нам блудящим светящие; радуйтеся, кормчие, по водам плавающих управляющие. Радуйтеся, от потопления в водах зельных нас спасающие; радуйтеся, ко пристани благонадежной всегда нас приводящие. Радуйтеся, обуреваемых и бедствующих в море надеждой овеселяющие; радуйтеся, в плавании страждущих морской болезнью оздравляющие. Радуйтеся, сланое море страстей наших иссушающие; радуйтеся, гнездящиеся в нас гады малые и велики убивающие. Радуйтеся, от грехопадений наших, им же несть числа, избавляющие; радуйтеся, миром и любовью к добру души наши снабдевающие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим вам, Святители Христовы, с небес на мольбы наши благосердно призирающие, всем нам усердно вас призывающим помогающие, и всех почитающих вы по достоянию спасающие. Тем же молим вас – великих и усердных благопоспешников – научите нас немощных воспевати присно Богу: Аллилуйя!

Икос 11

Светильницы Божии, благодатью Святого Духа возженные, не под спудом и одром положенные, но на свещнице небесном поставленные, и тако присно пред престолом Божиим горящие, всему же миру и нам грешным на земле сущим светящие, да видящее добрые дела ваши, прославляем прославившего вас Господа славы, и к вам от всего сердца вопием: Радуйтеся, светом вашим нашу тьму греховную разгоняющие; радуйтеся, теплотою любви вашей наши хладные сердца согревающие. Радуйтеся, облаком благодати Божией, данной вам, от зноя житейского нас покрывающие: радуйтеся, палимые зноем страстей души наши прохлаждающие. Радуйтеся, молитвами вашими на нивы наши дожди благовременно посылающие; радуйтеся, все наслаждения наши, во утешение и наслаждение наше, орошающие. Радуйтеся, плодами земными, веселящими нас, души наши оплодотворяющие; радуйтесь, зверей и птиц, вреждающих полям и вертоградам нашим, отгоняющие. Радуйтеся трудолюбивых земледельцев, плодами земными награждающие; радуйтеся, трудящихся во спасение дарами небесными исполняющие. Радуйтеся, в пот лица хлеб свой снедающих, тайно увеселяющие; радуйтеся, Аще ядущих, Аще пьющих, Аще ли ино что творящих в славу Божию, всех явно утешающие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 12

Благодать от Бога данная вам, угодницы Божии и страстотерпцы Христовы, веруем, яко неистощима есть и николиже иждиваема. Сего ради, с несомненной надеждой к вам, яко приснотекущим и независтным источникам притекаем; почерпающее же от вас воду живую, утоляющую нашу жажду духовную, вся наши нечистоты омывающую и наши горести житейские услаждающую, Богу, спасающему нас вами, с любовью вопием: Аллилуйя!

Икос 12

Поюще ваши подвиги и страдания, блаженную кончину и водворение со святыми в небесных обителях, восхваляем ваши добрые дела, ими же угодили есте Господу Богу, им же и нас научите, молимся, да прославляем Отца нашего небесного купно с вами, да видят доброе житие наше заблуждающиеся братья наши, от нас исшедшие, но не бывшие от нас, и вразумляются, яко ходим во свете, они же в обольстительной лжи пребывают, да негли купно с нами возопиют когда к вам: Радуйтеся, за Христа на земле страдавшие и со Христом на небеси царствующие; радуйтеся, с высоты небесной милостивно на нас недостойных призирающие. Радуйтеся, похвалы наши, Аще и недостойные вас, благосердно приемлющие; радуйтеся, молитвам нашим, Аще и немощным, с любовью внемлющие. Радуйтеся, от всей души и сердца возносимые к вам прошения наши исполняющие; радуйтеся во всех нуждах, бедах и обстояниях нам помогающие. Радуйтеся, безвестные и тайные премудрости Божии нам открывающие; радуйтеся, благие мысли и чувства в недоумении нам сущим внушающие. Радуйтеся, святые желания и намерения ко спасению нашему в сердца нам влагающие; радуйтеся, добрыми плодами веры, надежды и любви души наши исполняющие. Радуйтеся, в час кончины вас на помощь призывающим предстательствующие; радуйтеся, по кончине нашей, с любовью души наши в свое общение пред Богом приемлющие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие!

Кондак 13

О, всеблаженные угодницы Божии, Святители Христовы и страстотерпцы Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Ефеорий и Капитон, услышите моления наша и благохваления к вам возносимые, призрите на вся наша нужды – душевные и телесные, помогите нам странствующим в море житейском и далече отстоящим от вас, возвышайте наши мысли, чувства, желания и намерения от земного к небесному, да безбедно прешедше сланное страстей море и минувшее без боязни тени смертные, преселимся радостно во страну живых. Идеже представшее пред лице Бога вечного, выну поем с вами: Аллилуйя!

* * *1

Настоящий акафист составлен преосвященным Дмитрием в первое управление Херсонской епархией. В честь сих священномучеников есть придел в Одесском кафедральном соборе и не мало храмов в Таврической и Херсонской епархиях. На отпустах они поминаются во всех церквах Херсонской епархии наряду с равноапостольным Владимиром. В 1851 г., по указанию Преосвященного Иннокентия (Борисова), Херсонскою Консисторией сделано распоряжение о повсеместном в Херсонской епархии праздновании дня памяти (7 марта) Херсонских священномучеников по примеру дней праздничных; именно, чтобы накануне отправляемо было всенощное бдение, а в самый день литургия по уставу о храмовых главах. Особой службы в честь их нет.2

Слово Высопопреосвященного Димитрия; взято с рукописи, с пометкою 1875 г., 1 марта. Оно представляет сокращенную редакцию слова, помещенного в II томе полного собрания проповедей под №62.3

Слово из IV тома полного собрания проповедей Димитрия, архиепископа Херсонского.