Храмы Феодосийского Благочиния


Храм во имя Святого апостола Андрея Первозванного
Храм во имя Святого апостола Андрея Первозванного г. Судак, с. Веселое, ул. Школьная, д.10. Настоятель иерей Александр Табунщик
Года постройки храма —  приблизительно между 2011 и 2012-м.
 Святой апостол Андрей Первозванный был первым, кто проповедовал христианство в Крыму. Согласно «Житию», после долгого путешествия вокруг Черного моря Андрей Первозванный достиг Тавриды, побывал в Боспоре (совр. Керчь), Феодосии, а затем и в Сугдее (совр. Судак), где «проповедовал Согдианам». Вероятно, Андрей Первозванный не мог пройти стороной большую боспорскую крепость Афинеон (I век до Р. Х. — I век по Р. Х), которая функционировала в то время неподалеку от современного села Весёлое.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»
Храм иконы Божией Матери «Знамение» — древнейшая церковь Крыма в с. Грушевка (Судакский район) ул. Садовая, д. 103-а. Настоятель иромонах Марк (Александров).
Церковь необычного вида: из бутового камня сложено большое прямоугольное здание, украшенное скромными фронтонами, была многократно перестроена, но сохранила практически все свидетельства своей многовековой истории.
Церковь Знамения ведет свою историю от первых веков христианства. Подтверждением тому является «алтарь в алтаре». Небольшое помещение, перекрытое сферическим куполом, держащимся на специальных «закладных камнях» — так выглядела часовня первых веков во имя Равноапостольной Марии Магдалины. В эпоху гуннского нашествия часовня была разрушена и восстановлена в VI веке, когда Таврида находилась под властью Византии. Тогда же, чтобы обезопасить людей от новых военных бедствий, строители выкопали подземный ход, следы которого также можно увидеть в церкви. Он вел на гору Агармыш, где ныне находятся руины древнего монастыря.
В 1330 году в долине Салы (историческое название современной Грушевки) появились армяне — переселенцы из города Ани, захваченного турками. Известно, что некий богатый человек по имени Саркис Агасян в 1375 году пожертвовал на строительство 400 динаров — сумму, по тем временам баснословную. В 1410 году храм был освящен в часть Равноапостольной Нины — просветительницы Иверии и Преподобного Григория —  просветителя Армении.
В 1779 году христианское, в том числе армянское, население Крыма было переселено на Дон. Село опустело. Но вскоре после присоединения Крыма к Российской империи в Салы были поселены отставные солдаты. Вместе с домами-мазанками новые жители отстроили и церковь.
Церковь предназначалась не только для селян, но и для расквартированного в Салах Таврического конного полка. По преданию, командир полка передал в дар храму старинную икону кремлевского письма Божией Матери «Знамение». Архивные документы сообщают, что «в 1792 году в селе из армянского храма была построена каменная православная церковь и освящена в честь Знаменской иконы Божиеи Матери».
Село крепло, население увеличивалось, и в 1864 году церковь была расширена пристройкой двух боковых приделов, а спустя пять лет у храма была построена колокольня невиданной высоты — 42 метра! Звонницу украшал царь-колокол весом 165 пудов.
В 1944 году, сразу после освобождения Крыма, в церкви были возобновлены богослужения. К сожалению, богоборческая власть оказалась сильнее, и в 1959 году церковь была закрыта — «по причине аварийного состояния здания». Колокольня и притвор были разрушены.
В 1994 году в Грушевке была зарегистрирована община в честь иконы Божией Матери «Знамение» и началось возрождение древней церкви. Спустя год житель Старого Крыма Владимир передал храму его святыню — старинную, XVIII века храмовую икону Знамения Божией Матери.
В алтаре чудом сохранилась древняя фреска с изображением молящегося Спасителя. Во время ремонтных работ в 2004 году были найдены мощи священнослужителя и старинное кадило. Ныне в храме почивают частицы мощей угодников Божиих: равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита — врача Киево-Печерского. Весьма почитаема икона святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Он по традиции считается покровителем странствующих. Поэтому к его иконе с особым благоговением прикладываются путешествующие, кто направляется в Феодосию, Судак или Симферополь, ведь Грушевский храм стоит недалеко от шоссе.
В период проведения реконструкции храма, рабочие обнаружили фрагмент армянского хачкара — вырезанного в камне изображения процветшего креста 600–700 лет назад. Древние резные изображения крестов можно увидеть и на стенах церкви.
В храме есть нетрадиционная икона, изображающая юношу в современной военной форме.
— Это Женя Родионов, русский воин-мученик — говорит отец Марк. — Он прославился мученическим подвигом в Чечне. Молодой солдат, Женя был захвачен в плен. Бандиты предложили Родионову выбор: или он снимает нательный крестик, либо его ждет мучительная смерть. Женя отказался, и после трех месяцев жестоких пыток, 23 мая 1996 года изверги отрезали ему голову. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого бандиты не сорвали крестик — не посмели.
Во время реставрационных работ под алтарной ризницей церкви была найдена небольшая пещера, которая, вероятно, служила ризницей. Настоятель церкви иеромонах Савватий на территории храма с помощью прихожан вырыл колодец глубиной 10 метров, в котором даже в самый жаркий день студеная родниковая вода. Освящен колодец был в праздник Иоанна Богослова.
На территории церкви построен Дом Милосердия.
Первоначально на месте церкви была пещера, в которой молились первые христиане.
По преданию, эти места посетил апостол Андрей Первозданный.
На руинах церкви жителям села неоднократно являлась Равноапостольная Мария Магдалина.
В средние века здесь проходил Великий Шелковый путь и церковь была местом, где странники могли обратиться к Богу.
В XIX веке святой Иннокентий Таврический обвенчал в церкви сразу 43 пары новых жителей села — отставных солдат и специально привезенных для них невест, потомки которых по сей день живут в Грушевке.
Неподалеку от церкви находится источник во имя святого целителя Пантелеймона

Храм Святителя Луки
Храм Святителя Луки находится в курортном поселке городского типа Новый Свет, ул. Судакская, д. 21, настоятель протоиерей Сергей Купельян, тел. 3-28-30, 3-33-44
Храмовый праздник — 11 июня.
Осенью 1996 г. будущие прихожане поселка Новый Свет подали прошение Владыке Лазарю об открытии церкви. Владыка удовлетворил их прошение и благословил название будущего храма во имя святителя Луки Крымского. Изначально храм святителя Луки располагался в здании бывшей библиотеки, принадлежавшей заводу шампанских вин «Новый Свет». Благодаря инициативе директора завода В. Задорожного для библиотеки выделили новое место, а ее здание было переоборудовано для потребностей православной общины. В 2000 г. перед Рождеством на храме был установлен купол с крестом. При церкви были созданы: детские и взрослые воскресные церковно-приходские школы, библиотека духовной литературы и кружок церковного пения.
В ноябре 2006 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, была совершена закладка первого камня в строительство новой церкви. Осенью 2012 г. состоялось освящение возведённой в Новом Свете церкви во имя Крымского святого — святителя Луки, которая находится неподалеку от памятника Льву Голицыну и императору Николаю II.
Гордостью храма являются его святыни. Первая – это икона святителя Луки с частицей мощей. Вторая святыня — икона «Тайная Вечеря», сделанная в стиле резьбы по дереву, имеет свою интересную историю. Приобретая имение «Новый Свет» князь Лев Голицын начал строительство своего дома (1878-1881 гг.) в котором была предусмотрена домовая церковь, которая, к сожалению, не сохранилась. Икона «Тайная Вечеря» из этого храма была завещана церкви святителя Луки правнучкой Голицына, княгиней Татьяной Глонти.
Третьей святыней церкви святителя Луки является крест с частицами мощей Черниговских преподобных мучеников 12 ст., пожертвованный проезжим священнослужителем. Случилось так, что эта святыня была им утеряна. Но он вознес молитву к святителю Луке, сказав, что если крест найдется, то он отдаст его церкви в дар. Крест нашелся и был незамедлительно передан храму.


Кизилташский Свято-Стефано Сурожский мужской монастырь город Феодосия, село Краснокаменка, ул. Крымская 41, наместник Архимадрит Марк(Александров)
        В Кизилташской долине («Кизилташ» в переводе означает «Красный камень») в пещере с источником святого Стефана в 1825 году появилась чудесным образом икона Божией Матери. Позже здесь поселились два странствующих богомольца, а в 1856 году небольшую церковь освятил архиепископ Иннокентий. По-настоящему обитель начала обустраиваться с приходом иеромонаха Парфения. «Он был мастак во всем: архитектор, инженер, столяр, печник, садовник, скотовод, что хотите. Этот маленький кизилташский Петр Великий в рясе инока. К нему обращались за советами, ему поручались дела. Посещавшие Кизилташ возвращались из пустыньки, очарованные ее лесными красотами и простосердечным радушием умного хозяина» – так писал об игумене Парфении Е.Л. Марков. Игумен разоблачил махинации татар, управлявших судакскими имениями и грабивших своих хозяев. За это его убили.
        После Великой Отечественной войны в бывшем монастыре был создан арсенал для хранения ядерных боеголовок для кораблей Черноморского флота. В 1991 году ядерный запас вывезли, но воинская часть осталась.
        Достопримечательностью монастыря являлся целебный источник, расположенный в одной из окрестных пещер (ее назвали «священной»). По преданию в пещере у целебного источника была найдена икона Божьей матери. Многие путешественники, посетившие Кизилташ, за природную красоту называли эту местность Крымской Швейцарией.

Храм Святого пророка Божьего Илии
Храм во имя Святого пророка Божьего Илии, село Солнечная долина, ул. Черноморская, 18. Настоятель иерей Игорь Беляев.
В центре села, на холме стоит очень древний храм, построенный в ІХ-ХІ веке по типу армянских церквей. О Свято-Илиинском храме народная память хранит множество преданий. Одно из них вошло в знаменитый сборник крымских легенд, составленный Н. Марксом в начале XX века. В нем рассказывается о трагедии, произошедшей много веков назад, когда в канун Рождества на греческую деревушку налетели чагатаи Темура Аксака. Отец Петр спрятал в храме женщин и детей, а мужчин призвал встретить смерть, как подобает христианам. Даже время не стерло со ступеней церкви следы крови на том месте, где погиб священник и его юная дочь, не покинувшая отца в последний час. 
        Не менее трагичны и реальные события, произошедшие в Свято-Илиинском храме. В 1771 году русские войска под командованием М.В. Долгорукого разбили турецкую армию и заняли Кафу. Узнав об этом, турки в гневе убили православного священника отца Петра, которого жители почитали святым. 
        Главной реликвией древнего храма является купель, сделанная из капители мраморной колонны какого-то языческого храма. Богослужения в храме прекратились в 1936 году, в годы Великой Отечественной войны в нем молились румыны. После войны церковь вновь была закрыта и пришла в запустение. Только в конце 1990-х годов ее отреставрировали и передали верующим. 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Судаке ул. Ленина, 27, настоятель Архимадрит Марк(Александров), тел. 3-47-50
         В XIX веке единственный православный храм в Судаке находился на территории крепости. Но добираться туда было далеко, да и сам храм к тому времени состарился, обветшал и требовал ремонта, поэтому решили построить новую церковь в поселке. Торжественная Закладка состоялась 20 сентября 1819 года, однако строительство затянулось на долгие годы из-за нехватки средств.
        Церковь Покрова Пресвятой Богородицы неоднократно посещали представители императорской семьи, Николай II пожертвовал средства на ремонт храма, пострадавшего во время землетрясения 1869 года. В 1936 году советская власть запретила проводить Богослужения, но они возобновились во время войны и продолжались до 1965 года. Затем в закрытом храме устроили Дом пионеров, а после – мастерскую по ремонту телевизоров.
        В 1990 году под сводами отреставрированной церкви снова зазвучали слова молитвы. В 1996 году в Покровском храме появилась роспись художника И. Сахарова, изображающая Крымских святых.
        Покровская церковь представляет собой крестово-купольное здание. С севера, юга и запада сделаны входы, украшенные четырьмя колоннами и треугольными фронтонами. Под фронтоном над главным входом надпись: «Пресвятая богородице, спаси нас», а по обе стороны от двери мозаичные изображения святых. В западной стене храма над дверью на мраморной плите надпись: «Во имя Покрова Пресвятая богородицы. Сооружен, сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня. Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней. Придете, и поклонимся, и припадём Ему, и всплачемся пред Господом, сотворившим нас».
 Храм во имя Святой Троицы 
настоятель иерей Дмитрий(Лапенков)
Строительство храма начинал, будучи феодосийским благочинным, настоятель храма во имя Всех Святых  протоиерей Михаил Сытенко, ещё семь лет назад. В сентябре 2005 года отец Михаил освятил «краеугольный камень» в основании будущего храма, а в 2006 году была юридически зарегистрирована приходская община.
   Архитектор Ольга Крамарова замыслила его как некое подобие знаменитого Успенского собора в Московском Кремле – главного храма доимперской России, места коронации русских царей и императоров и усыпальницы московских митрополитов и патриархов. А проект звонницы береговской церкви напоминает величественную кремлёвскую колокольню Ивана Великого. Так что со временем в крымском селе у моря, рядом с сельсоветом, появится свой маленький Кремль с Соборной площадью.
   Конечно, масштабы зодческого замысла несколько уступают по размаху  бессмертным кремлёвским творениям великих Аристотеля  Фиорованти  и Феодора Коня. Высота колокольни будет не 81 метр, как в московском «оригинале», а «всего лишь» 38, что хотя и по курортным, но всё же, сельским меркам, тоже отнюдь неплохо. Площадь пятиглавого храма с шестиметровым в диаметре центральным куполом составит 150 квадратных метров – этого должно вполне хватить, чтобы легко вместить на праздники всех православных верующих Берегового.
   У будущей церкви уже есть и настоятель. Это недавно назначенный на Свято-Троицкий приход иерей Димитрий Лапенков. Отец Димитрий – ещё совсем молодой батюшка и только вступает на многотрудную и тернистую пастырскую стезю. Он  окончил сначала Черниговское духовное училище, а затем Таврическую духовную семинарию в Симферополе.  В апреле 2012 года он был рукоположен Высокопреосвященнейщим владыкой Лазарем Митрополитом Симферопольским и Крымским, сначала в сан диакона, а потом – священника и вскоре получил архиерейское благословение на служение в Феодосии. Здесь батюшка Димитрий служил по началу вторым священником Всехсвятской церкви, на старом городском кладбище и одновременно являлся настоятелем строящегося храма в Береговом. В декабре 2012 года из состава Симферопольской и Крымской епархии была выделена вновь образованная Феодосийская епархия, которую возглавил владыка Платон Митрополит Феодосийский и Керченский и  в марте 2013 года Владыка Платон вручает указ иерею Димитрию о том, что он официально назначен настоятелем храма Святой Троицы. И с тех пор перед молодым иереем поставлена не простая задача воздвигнуть величественный собор,  С Божией помощью, конечно, всё соделается к вящей славе Всевышнего, ведь храм во имя Святой Троицы возводится даже не в честь большого православного праздника или чтимого святого, а Самого Господа Бога нашего.
   На данный момент цокольный этаж колокольни оформлен под храм, и в нем сейчас уже совершаются богослужения, а так же проходят занятия Воскресной школы для взрослых.
  Храм во имя Святой Троицы  расположен в селе Береговом по улице Приморская 11в,  возле  сельсовета.
Храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Адрес: АР Крым. пгт. Коктебель, ул. Ленина 68-а.Тел: 2-48-91
Настоятель: протоиерей Владимир Мельник

В средние века в районе Коктебеля было пять христианских храмов. На западной окраине посёлка, на холме Тепсень, во время раскопок поселения VIII-X веков были открыты остатки нескольких византийских христианских храмов. Один из них поражает огромными на те времена размерами – 40 на 21 м. Учёные предполагают, что обращение местного населения в христианство связано с миссионерской деятельностью святого Константина (Кирилла) Философа в 861 году. 
В 1998 году археологическая экспедиция проводила исследования средневекового христианского храма на восточном склоне горы Сююрю-Кая. По найденным во время раскопок предметам археологи определили время существования храма XIII-XVI веками.
«Ведомость о храмах, оставшихся после переселения христианского населения Крыма в 1778г.» сообщает, что в Коктебеле в то время было две греческие церкви – святого Георгия и святого Димитрия. В путеводителе по Крыму 1902 г. упоминается полуразрушенная церковь в окрестностях Коктебеля, где можно было ещё видеть каменную плиту с изображением Георгия Победоносца и с греческой надписью.
В начале ХХ века в Коктебеле была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Священником церкви был о. Михаил Синицын. Отец Михаил был дружен с поэтом Максимилианом Волошиным, в 1932 году отпевал его и проводил в последний путь. В скором времени церковь была закрыта советским властями, отец Михаил не выдержал гонений и вскоре умер.
После более чем полувекового перерыва снова возобновились православные службы в Коктебеле: в декабре 1993 года на месте оставшейся части старого храма была освящена церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Предметом особого почитания в храме является икона святителя Луки с частицей мощей.
В настоящее время службы проводятся в приспособленном помещении, но одновременно на территории Коктебеля строится новое помещение храма по адресу ул. Ленина, 95.
Храм во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Церковь Вознесения Христова
Адрес: АР Крым, пгт. Щебетовка, ул. Ленина, д. 3. Тел: 3-83-93
Настоятель иерей Всеволод Белов

Церковь Вознесения Христова – первая церковь на территории Щебетовки. В дореволюционные времена православные верующие Отуз (старое название посёлка) ходили на службы в расположенный недалеко в горах Кизилташский монастырь. 
С 1997 г. в пгт. Щебетовка действует православная община церкви Вознесения Христова.
Храм Святителя Стефана Сурожского
Адрес: АР Крым, пгт. Орджоникидзе, ул. Бондаренко, 5. тел. 2-32-50 
Настоятель: Иерей Стефан Гогалюк 
Храм Святителя Стефана Сурожского в Орджоникидзе был возведен недавно, но благодаря своему благолепию и красоте, сразу же стал посещаем многочисленными верующим, живущим здесь и приезжающими в поселок поклониться святыне.

В 1999-2000 годах в поселке Орджоникидзе было возведено освященно здание новой церкви во имя святого Стефана Сурожского.
Храм Святителя Николая Чудотворца
\Адрес: АР Крым, г. Феодосия, пгт. Приморский
Настоятель: иерей  

Ранее древняя, построенная ещё в средневековье, церковь св. Николая находилась на территории строго города, на пересечении современных улиц Циолковского и Вити Коробкова. В 20-е годы была полностью разрушена. Возведенная ныне церковь в пгт. Приморский – преемница старой греческой церкви св. Николая.
В прошлые века на месте постройки новой церкви было старое христианское кладбище. Рядом находится Вечный огонь и мемориал над захоронением погибших в годы Великой Отечественной войны советских воинов.
Храм Архистратига Михаила
АР Крым, г. Феодосия, ул. Первушина 11.
  Храм Архистратига Михаила.

Адрес электронной почты:
http://arh-mihaila.prihod.ru

Тел. (099)122 62 00
Настоятель храма – иерей Александр Мешков



Освящённый 16 сентября Высокопреосвященнейшим Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем храм Архистратига Михаила в Феодосии пополняется прихожанами.

По словам иерея Александра, храм построили на месте старого разрушенного кладбища несколько лет назад по просьбам жителей.

— Первоначально планировалось просто привести старое кладбище в порядок, но по просьбам жителей власти города выделили здесь участок под строительство храма, — рассказал он. — Церковь возвели на средства прихожан, люди приходили сюда молиться, просили о назначении настоятеля. В начале июля меня назначили настоятелем этого храма, 10 июля я провёл здесь первую Божественную Литургию. Стараниями прихожан церковь подготовлена к освящению, которое и состоялось 16 сентября.

Особенно радует, что уверенный и живой ручеёк православных душ потянулся к храму не только из числа взрослых, но и из юных прихожан.

Как рассказал нам настоятель храма отец Александр, прекрасные отношения сложились у него с руководством школы № 9, расположенной неподалёку от храма. Беседы, которые отец Александр проводит с учениками 4–5 классов, носят познавательный характер. Дети сами спрашивают то, что они хотели бы узнать о Боге. И получают из уст отца Александра полноценные, наставляющие и понятные детскому разуму и сердцу ответы.

При храме создаётся детский церковный хор. И даст Бог, совсем скоро под куполом этого молодого, но уже любимого горожанами храма, зазвучит чистое ангельское пение.
храм Всех Святых
Адрес: ул. Назукина, 17 (Напротив Центрального рынка)
Настоятель: протоиерей Михаил Сытенко

Церковь во имя Всех Святых была постороена в 1884 году. Стены её были выполнены из белого инкерманского камня, из него же вытачивали все архитектурные элементы – карнизы, пилястры, наличники. Сияющий белизной нарядный храм напоминал парадную форму российских моряков. Моряком был и автор проекта, фактический строитель церкви – капитан инженерной службы Российского флота Матвей Соломонович Нич.

Архитектурное решение церкви было выполнено в духе старорусского церковного зодчества. Центральная часть храма представляла в плане квадрат и несла на себе высокий купол, свет проникал внутрь через узкие стрельчатые окна, заполненные витражами. Размеры церкви были невелики 29,5 м на 8,4 м.

К церкви Всех Святых, расположенной напротив центрального рынка, примыкает старое городское кладбище, а его ворота, сохранившиеся до наших дней, тоже выполненные из белого инкерманского камня, включены в список памятников архитектуры. На территории кладбища сохранилось много исторических памятников. В течение нескольких веков здесь хоронили многих почётных и известных жителей Феодосии. В их числе был и Матвей Соломонович Нич, умерший в год окончания постройки храма и похороненный недалеко от творения своих рук.

Храм простоял больше семидесяти лет, пережил Первую мировую войну, бурные события революции и гражданской войны, Великую Отечественную войну, но не пережил очередной виток борьбы местных властей с «религиозным дурманом». В 1961 году храм записали как аварийное здание и постановили: разрушить. «Аварийное здание» оказалось крепким и разрушению не поддавалось, пришлось привлекать военных подрывников. Взрывные работы проводились тайно, ночью, и утром горожане могли лишь увидеть груду бесформенных развалин там, где совсем ещё недавно красовался белокаменный храм. В том же году, не пережив разрушения церкви, умер последний её священник, о. Евгений, и был похоронен на территории кладбища.

В 1978 году старое городское кладбище было закрыто по недостатку площади для захоронений. Став беспризорным, оно постепенно захламлялось, разворовывалось и разрушалось.

Работы по восстановлению храма во имя Всех Святых начались в 1992 году. Группа архитекторов по старым чертежам и фотографиям выполнила рабочий проект. Подсобное помещение, построенное еще в 1903 году, было приспособлено под временный малый храм, в котором проводились богослужения. Благодаря энергичным усилиям  о. Михаила Сытенко – в 1999 году начались строительные работы, которые завершились успешно в 2003 году. Из руин поднялся новый храм, ещё краше прежнего. Изнутри он расписан группой художников во главе с Еленой Маковей, аналогов таких росписей нет в истории. Стены церкви покрыты тонким слоем золота, и по золотому слою выполнена живопись.

При храме открыта Духовная школа и небольшой музей, развитию которого содействует попечительский совет «Храни и помни», созданный в 2000 году. Совет также принимает активное участие в благоустройстве старого кладбища, планируется создание мемориала и лапидария. По кладбищу разработаны экскурсионные маршруты к историческим памятникам и захоронениям известных общественных деятелей, медиков, педагогов, лётчиков-испытателей, моряков, братским могилам погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Церковь в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радосте»
Адрес: с. Насыпное, ул. Южнобережная, 35. тел. 2-58-09
Настоятель: иерей Вадим Кислюк

Построена в 1830 году на средства отставного генерала-майора Захария Бикорюкова, которому эти земли были пожалованы императрицей Екатериной II после присоединения Крыма к России. Обосновавшись здесь, он переселил сюда крестьян из курской и харьковской губерний. Новое село получило название Насыпкой, что означает «насыпанное». Выстроенная для крестьян церковь была украшена с трёх сторон колоннами, треугольными фронтонами и двухъярусной колокольней. Является образцом провинциального классицизма.

Место постройки церкви овеяно легендами и преданиями. Ещё в IV-VI веках от Р.Х. здесь находилась византийская часовня св. Иоанна Предтечи. Позже заселившие эти земли армяне на месте часовни возвели храм в честь св. Григория. Во время религиозного конфликта в 1618 году храм был подожжен, и в огне погибли около 500 христиан, укрывшихся в его стенах. По свидетельствам местных пастухов, на месте мученической кончины последних защитников средневекового армянского селения не раз являлась Богородица.

Церковь в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» действовала почти сто лет. Потом пришли большевики, село Насыпкой переименовали в Насыпное, колокольню разрушили тракторами, а под сводами купола устроили склад химических удобрений. В 1984 году пытались снести купол, но даже с помощью танка сделать это не удалось.

Восстановление церкви началось в 1996 году. В 2000 году она была заново освящена, и с тех пор богослужения здесь не прекращаются.
Архиерейское Подворье храма Святой Великомученицы Екатерины
Адрес: Феодосия, ул. Федько, 95, тел. 7-10-58 (напротив Автовокзала)
Настоятель: протоиерей Вадим Синичкин, клирик(второй священник) иерей Андрей(Шкурин), второй клирик(третий священник) иерей Сергей(Ширапов).

Церковь построена в 1892 году для рабочих-железнодорожников посёлка Сарыголь. В плане представляет собой равноконечный крест, входом служит портик с небольшой звонницей, украшенной невысокими, расширенными посередине колоннами. Осеняют церковь пять небольших куполов, окрашенных в синий цвет и усыпанных звёздами. Стены на невысоком цоколе расчленены по углам колоннами. Ярче всего в облике церкви запоминаются кокошники разных размеров – закомары, украшенные резным узором. 

В 1901-1920 гг. в церкви св. Екатерины служил священник Андрей Иудович Косовский, расстрелянный советскими властями. В 2000 году синодальной комиссией по канонизации новомучеников Российских причислен к лику святых. В молитвах и богослужениях он поминается как Андрей Феодосийский. С 2018 по благословению Высокопреосвященнейщего митрополита Феодосийского и Керченского Платона постоянно совершаются Божественные Литургии в малом храме построенном на Архиерейском Подворье рядом с храмом святой Великомученицы Екатерины. Сей храм по благословению правящего Архиерея именуется как» храм Священномученика Андрея Косовского»(Феодосийского).

В 1937 году церковь св. Екатерины была закрыта и превращена в склад, но в 1941 году открыта немецкими властями и больше не закрывалась, оставаясь одной из немногих действующих церквей в Крыму. Одним из священников послевоенной поры был отец Макарий. Его имя встречается в воспоминаниях Анастасии Цветаевой, бывавшей в то время в Феодосии.

Сейчас бывший посёлок железнодорожников Сарыголь находится в черте города, церковь св. Екатерины расположена между железнодорожной станцией «Айвазовская» и городским автовокзалом. Вокруг неё вырос целый комплекс, включающий в себя помещения для воскресной школы, методического кабинета, библиотеки, новой трапезной и созданной и освященной по благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона часовни в честь Святой Блаженной Ксении Петербургской. . Среди недавно возведенных построек есть и новый храм с крестильней полного погружения, новая часовня, трапезная и др. постройки.
Казанский собор
Адрес: г. Феодосия, ул. Карла Маркса, 52, тел 3-00-23. (Недалеко от кинотеатра «Украина»)
Настоятель: благочинный Феодосийского благочиния митрофорный протоиерей Александр(Попов) . Клирик ,(второй священник) протоиерей Василий Бай, клирик (третий священник) иерей Виталий Зубкович

Казанский собор вместе с прилегающими к нему постройками был подворьем женского Топловского Параскевиевского Свято-Троицкого монастыря и тесно связан с ним своей историей. Собор был возведен в 1907 году, освящен в 1911 году. Построенный в традициях русско-византийского стиля, собор не обременен множеством архитектурных элементов и кажется лёгким, стройным, стремящимся в небо. Это впечатление создают полукруглые завершения стен, тонкие изящные колонны по углам здания, три соединенные между собой арки над входом. Купол собора напоминает шлем русского воина, под ним световой барабан с десятью арочными окнами.

В 1919 году был разграблен Топловский монастырь, пострадало и его подворье. Разграбленный храм долгое время пустовал, но в 1943 году был открыт немцами для расквартированных румынских войск. В апреле 1944 года Феодосия была освобождена, но храм не закрыли.

В 50-60 е годы собор обновили, его внутреннее убранство богато и величественно, стены покрыты художественной росписью. Деятельное участие в обновлении собора принимал Архиепископ Симферопольский и Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий), здесь он служил Божественную литургию
Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы

Адрес: Феодосия, ул. Красноармейская, 11,(рядом с Клубом порта) тел 3-70-02
Настоятель: протоиерей Александр Винник

Один из древнейших греческих храмов Феодосии, построенный ещё в эпоху средневековья. Мнения историков о дате постройки храма расходятся, но ограничиваются рамками VIII-IХ вв. 

Первоначально храм выглядел как храм св. Димитрия на Карантине — древние греческие церкви Феодосии были очень схожи между собой. В 1854 году облик древней Введенской церкви несколько изменился – к ней сделали большую пристройку. Внутри церковь была украшена фресками и изящной резьбой по камню. Введенская церковь принадлежала греческой общине города. По воспоминаниям старожилов, служба здесь велась на русском и греческом языках.

Во Введенской церкви хранились драгоценные реликвии: изданное в 1766 году греческое Евангелие в малиновом бархатном окладе, украшенном серебром, серебряное кадило с изображением вокруг Спасителя двенадцати апостолов и надписью на греческом языке, из которой следует, что это кадило пожертвовал ключарь Феодор Толкадзис 10 октября 1300 года. Также в храме находилось серебряное блюдо, на котором было изображено Преображение Господне. Вокруг блюда шла греческая надпись: «5 июля 1700 года сие блюдо принадлежит церкви Преображения Господня и святой Варвары в Кафе, пожертвование полковника Спиридона». Неизвестно, где теперь находятся бесценные церковные вещи, сохранились ли они.

Во Введенской церкви служил иеромонах Варфоломей (Ратных), расстрелянный НКВД 10 февраля 1938 года. Священномученик Варфоломей канонизирован Русской православной церковью, день его памяти – 10 декабря.

В 1937 году церковь была закрыта, а активные члены греческой церковной общины расстреляны по обвинению в «шпионской контрреволюционной деятельности». Сама церковь тоже сильно пострадала: была разрушена колокольня, снесён купол, закрашены фрески, сбита резьба по камню. Внутри обезображенного храма устроили гимнастический зал с раздевалками и тренерской комнатой. 

В 1993 году церковь возвратили верующим, и началось её восстановление. Купол и колокольню пришлось отстраивать заново. К сожалению, фотографии с первоначальным видом храма не сохранились, поэтому трудно было доподлинно установить, как он выглядел раньше, каково было его внутреннее убранство.

4 декабря 1993 года во Введенском храме отслужили первую службу. До сегодняшнего дня ведутся работы по восстановлению храма. Работает воскресная школа – и для детей, и для взрослых.
Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Иверская

Адрес: г. Феодосия, Карантин, ул. Портовая, 16. 
Настоятель: протоиерей Антоний Репин

Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами.

Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре – Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой.

В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.

Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря».

Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них – храм Иоанна Предтечи – встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.

Службы здесь совершались до середины 20-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 90-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г. 

В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.
Храм Святой Великомученицы Татьяны на центральном городском кладбище г. Феодосии район Степного , Симферопольское шоссе готовится к открытию 2019 год